Услуги

Услуги
Created by potrace 1.16, written by Peter Selinger 2001-2019 Created by potrace 1.16, written by Peter Selinger 2001-2019 Created by potrace 1.16, written by Peter Selinger 2001-2019

Исповедные росписи

Исповедные росписи: сущность, историческая ценность, история составления

Генеалогические изыскания проводятся на основании исследований широкого спектра документации. К таким документам относятся переписи населения разных лет, личные документы, писцовые, ландратские книги и другие. В том числе, важную роль играют исповедные росписи или ведомости. Синонимы этого понятия – исповедные ведомости, духовные или великопостные росписи.

Что такое исповедные росписи?

Исповедные росписи – вид отчетной документации, составляемой каждый год в приходах православной церкви. Период, который охватывает написание и регулярное ведение ведомостей – XVIII – начало XX века. Документ представлялся в формате списка семей и всех их членов – прихожан, проживающих в границах прихода. Кроме того, в ведомости включали некоторые данные – сугубо церковного содержания: как часто причащались, когда были на исповеди. Если не было самого факта причащения и исповеди – это тоже указывалось. Если нет – нужно было указать причину.

Почему одно из названий – великопостная роспись? Документ включал всех людей, которые проживали в приходе на период Великого поста или других трех постов. Перепись населения прихода приурачивалась к строгим постам.

Хранили документ в церкви, а дополнительный экземпляр отправляли на сохранение в консисторию – один из органов управления православной церкви. Все ведомости подшивали так, чтобы данные по всем приходам одного духовного правления хранились вместе.

Исповедные росписи. Вышневолоцкий уезд.
Фрагмент исповедной росписи по одному из приходов Вышневолоцкого уезда 1802 года.

Возникновение исповедных росписей

Впервые история узнала о исповедных росписях в 1697 году. Это первое упоминание, связанное с составлением инструкции для ведения данного документа. Инструкцию принял патриарх Московский Адриан. Причиной появления необходимости подобного учета являлась активная борьба со старообрядчеством. Цель – выявить раскольников. Именно поэтому записи должны были быть подробными, регулярными, составленными по четкой схеме.

Развивалась практика составления росписей, основываясь на таких событиях:

  • После старейшей инструкции 1697 года описи не велись – план не удалось реализовать.
  • Новая инициатива – указ правителя Петра I, изданный в 1716 году. Документ назывался «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада». Было установлено, что священник прихода обязан был подавать списки тех, кто не ходит на исповедь. Снова около 2 лет указание не выполнялось – только в 1718 году постепенно начали делать записи.
  • В марте 1722 года был принят новый указ. Он обязывал прихожан конкретного прихода непременно исповедоваться и причащаться регулярно. Также установили минимальный возраст, до которого можно было не исповедоваться и не причащаться – до 7 лет. Если лицо, которое проживало в своем приходе, но отсутствовало в нем больше года, требовалось выполнять обязательные религиозные обряды у другого священника в ином приходе. Этот факт по месту жительства нужно было подтвердить справкой.
  • В июле того же года Синодский и Сенатский приказы еще одним указом обязали составлять исповедные росписи.
  • В 1737 году, при Анне Иоановне, была установлена единая форма для заполнения документов – она не менялась почти до самого конца практики ведения росписей.

Содержание исповедных росписей

Исповедные росписи составляли для ведения учета населения и борьбы с раскольничеством. В виде посемейных списков были представлены все прихожане прихода – в перечень могли не вносить детей до 1 года возрастом.

Согласно древнейшей инструкции, в документе было три списка. Один фиксировал тех, кто пришел на исповедь, второй – тех, кто не пришел исповедаться, третий – перечень раскольников. В таком формате исповедные росписи не были составлены, а окончательный формат ведения записей узаконен указом императрицы Анны Иоановны в 1737 году.

Несмотря на существование единого стандарта, были некоторые отличия в составлении документа. Причин тому несколько: где именно расположен приход, год ведения записи, человеческий фактор, имелся ли свой священник в приходе, который и вел учет (бывало, что один священник работал в нескольких приходах).

Как ситуация складывалась обычно? Брали уже составленные в прошлом году росписи, проверяли, переписывали по-новому, если изменений не было, или вносили новое, если что-то поменялось. Часто это приводило к ошибкам . Здесь опять же играет роль добросовестность переписчика, его внимательность, опыт.

Структура документа простая:

  1. Вступительная часть – название документа, локализация (какая епархия, какое духовное правление, административная единица, название храма), имя лица, которое вело записи (священника).
  2. Непосредственно сами списки. Туда отностяся количество дворов, лиц мужского и женского пола, их возраст, действия в храме (кто был на исповеди, когда, когда причащались). Отдельный столбик – те, кто не был на исповеди. Отдельная колонка – для общего списка прихожан прихода.
  3. Табель – вторая таблица, которая начиналась после первой. Это итоговые записи о числе дворов, численности душ, социальных группах, соотношении полов в приходе, роде деятельности прихожан.
  4. Заключительная часть включала: подтверждение верности данных, заверение в том, что все указано без укрывательства. Стандарт – указать, что при выявлении лжи, составитель обязуется оплатить штраф, как наказание за недобросовестную работу. Документ подтверждался подписями. Завершали роспись списком раскольников, если таковые были.

Ежегодно ответственное лицо должно было сверить данные прошлогодней переписи и новыми данными. Обходили все дворы – пересчитывали, указывали число и имена рожденных, кто вышел замуж, отмечали умерших.

Как уже упоминалось, указывали сословную принадлежность. В таблицах указывали такие виды социальных слоев: крепостные (до 1861 года, когда было отменено крепостное право), духовенство, статские и военные, крестьяне, горожане, мещане, купцы, цеховые ремесленники.

В списке все дворы и дома нумеровали и представителей семьи записывали в алфавитном порядке. Главным была точность в записи всех членов семьи – супруги (глава и его жена), дети и внуки, бабушки и дедушки. Нумеровали отдельно женщин и мужчин, указывали статус вдовца или вдовы.

Кем составлялись исповедные росписи?

Главное лицо, которое несло ответственность за ведение исповедных росписей – священник, работавший в приходе. Но не только на церковных служителей возложили эту задачу. Некоторые местные светские начальники должны были заниматься отдельными моментами учета. Например, отдельным приказом начальника ведомства (любого) могли обязать проследить – все ли его подчиненные были на исповеди.

Таким образом, церковный учет был не сугубо церковным – контролем занимались и светские чины.

Где найти исповедные росписи?

Во времена, когда исповедные росписи были составлены, они составлялись в двух экземплярах . Один для местного хранения в церкви, другой для отправления на подшивку в консисторию. Основная часть исповедных росписей хранится в региональных архивах. На сегодняшний день они также находятся в Российском государственном историческом архиве в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».

Когда и почему их перестали составлять?

Исповедные росписи существовали на протяжении немногим более двух столетий. Конец истории ведения ведомостей положила смена власти. В 1917 году официально отменено ведение росписей. Сами эти записи были признаны недостоверными, их историческая ценность не признавалась. При этом, некоторые приходы несколько лет еще вели записи.

В мае 1927 года, согласно постановлению, все росписи, составленные с 1865 года и позже, приказано было уничтожить.

Для составления родословной, поиска данных о родственниках, исповедные росписи – отличный источник информации. В ведомостях содержится информация о социальном положении, роде деятельности, месте жительства, составе семьи. В некотором смысле, такой учет также ценен, как и метрические книги.

О других наиболее популярных средствах по поиску информации о предках можно почитать в следующих статьях

Переписные книги Ревизские сказки Метрические книги

Если хотите найти информацию о своих предках , узнать родословную, оставьте заявку у меня на сайте и я постараюсь Вам помочь

Если интересно, можете посмотреть информацию о моих исследованиях родословной на сайте, посвященном истории моей семьи.